Наименование головного судна:   СПУТНИК

          Проект:   329

          Тип судна:   Речной пассажирский четырехвинтовой теплоход на подводных крыльях

          Назначение судна:  Скоростные перевозки пассажиров в светлое время суток

          Класс Речного Регистра и район плавания:   «О». Район плавания – реки и водохранилища, с ограничением по высоте волны до 1,3 м.

          Автор проекта:   ЦКБ по СПК

          Постройка:   опытный цех ЦКБ по СПК, 1961 год

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «СПУТНИК»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

47,27

          ширина

12

          ширина на миделе

9

          высота с надстройкой

5,55

     Высота габаритная, м

          от основной линии

7,85

          от ВЛ при ходе на крыльях

8,3

     Осадка габаритная, м:

          на плаву

2,67

          при ходе на крыльях

0,9

     Водоизмещение порожнем, т:

76

     Осадка по корпусу, м

          средняя

1,03

     Водоизмещение полное, т:

110

     Осадка по корпусу, м

          средняя

1,28

     Скорость, км/ч

          максимальная

70

          эксплуатационная

65

     Пассажировместимость, чел

          для транзитных линий

256

          для пригородных линий

300

     Дальность плавания (без пополнения запасов топлива), км

до 800

     Главный двигатель:

     Марка:

М50

     Количество:

4, 2 левой и 2 правой модели

     Максимальная мощность, л.с:

4x1200

     Эксплуатационная мощность, л.с:

4х800

     Движитель:

     Тип

гребной винт

     Количество

4, 2 винта левой и 2 винта правой модели

     Число лопастей

5

 

п/п

Название

Строительный номер

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Спутник

 

1961

Горький

Чертеж 330–020–5   Общий вид

Фотографии теплохода «Спутник»

Фото1   Фото2   

НОВОЕ!

Фото3   Статья 07.1961

Фотографии из журнала:

«Речной Транспорт_1»   «Речной Транспорт_2»   «Речной Транспорт_3»   «Речной Транспорт_4»

Внутренние помещения «Спутника»:

Носовой салон

Средний салон_1

Средний салон_2

Средний салон. Барная стойка

Музей речного флота ВГАВТ:

«Спутник»

Модель 1   Модель 2   Модель_3

Архив Рыбинского Речного училища:

«Спутник» вид с носа

«Спутник» вид с кормы

«Спутник» вид на носовое крыло

 

 

 

   300-местный пассажирский теплоход на подводных крыльях (Пр.329) заложен 8 апреля 1960 года в опытном цехе ЦКБ по СПК завода «Красное Сормово».

 

   Принят в эксплуатацию 30 сентября 1961 года и зачислен на баланс СРЗ им. 40-ой Годовщины Октября..

 

   Газета «Правда» от 12 октября 1961 года:

«Самый большой в мире пассажирский теплоход на подводных крыльях «Спутник» - трудовой подарок судостроителей «Красного Сормова» XXII съезду КПСС – прибыл вчера в Москву».

 

   Газета «Советская Россия»:

«На причале собралось много народу. Всем хочется увидеть «Спутник». Он действительно прекрасен. Весь светится под лучами солнца».

 

   Журнал «Декоративное искусство СССР» о теплоходе «Спутник»: «Он (Р.Е. Алексеев) поставил задачу создать легкое и быстроходное судно, плывущее по воде и одновременно как бы парящее в воздухе. Когда он остановил свой взор на определенной конструкции, сделал все необходимые расчеты, возник образ быстро летящего над водой аппарата, образ чисто технический, но уже с некоторым художественным началом, ибо Р. Алексеев хорошо чувствует красоту вещей. Чтобы в полной мере выявить это начало, развить его, Ростислав Евгеньевич пригласил большую группу художников для совместной работы над проектом «Спутника». Они принимали в ней самое активное участие как соавторы конструкторов и технологов. Такое содружество помогло породнить красоту с техникой, эстетические принципы с функциональными».

 

   Теплоход работал на линии Горький – Казань, Казань – Куйбышев.

 

   Недостатки теплохода: относительно малая эксплуатационная скорость, повышенная шумность в кормовом салоне (в районе расположения 4 винтов), теснота и неудобство обслуживания машинной установки.

   Слабым местом теплохода были главные двигатели М50Ф-3.

   При одном неисправном двигателе, из четырех, теплоход на крылья не выходил.

 

В течение 4 лет работал на линиях Горький – Казань и Казань – Куйбышев.

 

 

 

Приказ начальника ВОРПа №352 от 16 июля 1964 года

 

«О посадке на мель т/х «Спутник»»

 

   2 июля 1964 года т/х «Спутник» следовал на ремонт в завод им. 40 Годовщины Октября под управлением капитана-дублера Андреева Г. И. Зная о том, что глубина на входе в затон составляет 230 см, а осадка теплохода 270 см, тов. Андреев принял решение заходить в затон на крыльях.

   В 22 часа при заходе т. Андреев неправильно избрав курс, не вышел на линию створ и встал на мель за правой кромкой судового хода.

   4 июля в 11 часов т/х «Спутник» был снят с мели без повреждений.

   Посадка на мель т/х «Спутник» произошла из-за непринятия мер предосторожности со стороны капитана-дублера Андреева, которому следовало бы осуществить заход в затон в дневное время совместно с капитаном теплохода и караванным капитаном затона.

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. За непринятие мер предосторожности и необеспечение безаварийного захода т/х «Спутник» в затон капитану-дублеру т. Андрееву Г. И. объявить строгий выговор.

2. Директору СРЗ им. 40 Годовщины Октября, начальникам портов приказ проработать с экипажами судов.

 

Начальник ВОРПа К. К. Коротков

 

 

 

 

   Приказ начальника ВОРПа №64фл от 27 августа 1964 года «О выводе из эксплуатации теплохода «Спутник»»

В связи с устранением конструктивных недостатков на теплоходе «Спутник»,

 

Приказываю:

 

  1. Вывести из эксплуатации теплоход «Спутник» мощностью 3400 л.с., пассажировместимостью 256 человек с 19 августа на плановый период ремонта по 27 августа сего года;
  2. Начальнику пассажирского отдела тов. Лаврентьеву М.Ф. и начальнику финансового отдела тов. Воронцову Ф.Ф. скорректировать производственно-финансовый план августа месяца, а также навигационный на плановый период ремонта;
  3. Капитану теплохода «Спутник» тов. Белодворцеву предоставить команде отгулы за выходные и праздничные дни.

 

Начальник ВОРПа  (КОРОТКОВ)

 

   Во время ремонта было установлено среднее крыло и сняты верхние закрылки. Это позволило уменьшить сопротивление при выходе на крылья.

 

 

 

   Приказ начальника ВОРПа №74фл от 1 октября 1964 года «О передаче теплохода «Спутник» на баланс Ставропольского СРЗ»

В связи с производственной необходимостью,

 

Приказываю:

 

  1. Теплоход «Спутник» мощностью 3400 л.с., пассажировместимостью 256 человек передать с баланса завода им. 40-ой Годовщины Октября на баланс Ставропольского завода. Прием и передачу оформить по состоянию на 1 января 1965 года;
  2. Начальнику отдела пассажирских перевозок тов. Лаврентьеву М.Ф. теплоход «Спутник» поставить на зимний отстой в Ставропольский СРЗ. С открытием навигации 1965 г. теплоход использовать на транзитной скоростной линии Казань – Куйбышев.
  3. Начальнику отдела кадров ВОРП т. Корней в 3-суточный срок направить на теплоход «Спутник» для стажировки 4 человека из числа лиц командного состава судоводительской и механической специальности.

 

Начальник ВОРПа  (КОРОТКОВ)

 

 

 

   Приказ Начальника Волжского Объединенного речного пароходства №422 от 9 августа 1965 года

 

Содержание: О неудовлетворительном состоянии теплохода «Спутник»

 

   Несмотря на неоднократные предупреждения проверкой, в июле месяце обнаружено, что эксплуатация теплохода «Спутник» ведется с грубым нарушением инструкции по технической эксплуатации судов на подводных крыльях. Капитаном судна Белодворцевым Е.А допущено захламление отсеков посторонними предметами, надводная часть корпуса и надстройка не подвергались чистке, подсланевые воды не откачиваются и т.д. Продолжительное время наблюдалось ухудшение выхода теплохода на крылья, но проверок на наличие посторонних предметов на крыльевом устройстве не производилось. При проверке оказалось, что на среднем крыле находился посторонний предмет, который явился причиной перегрузки двигателей.

 

(С виновными проведена разъяснительная работа с занесением выговоров в личные дела)

 

Начальник ВОРПа  (КОРОТКОВ)

 

 

 

   18 сентября 1965 года поставлен на зимний отстой.

Списан в 1965 году.

Находился на холодном отстое в навигацию 1969, 1970 года

 

 

 

   Приказ начальника ВОРПа №21фл от 26.04.1979 года: На основании Приказа МРФ №38 от 29.03.1979 года, в соответствии с инструкцией о порядке списания судов, утвержденной приказом Минречфлота 4 сентября 1968 года, №108 и на основании актов технического состояния, исключить и списков флота пароходства, ликвидировать путем разборки и списать с баланса пассажирский теплоход Спутник, находящийся в группе рабочего ядра пассажирского флота на холодном отстое, техобслуживание Тольяттинский СРМЗ.

.

Приказ ВОРПа №34фл от 08.06.1982 года:

«На основании распоряжения зам. Министра Речного Флота т. Трофимова №1-54-2474 передать производственному объединению «Тольяттиазот», списанный теплоход «Спутник» проекта 329, находящийся в Тольяттинском СРМЗ».

Начальник пароходства К.К. Коротков

 

В 1983 году установлен в Тольятти в качестве памятника – молодежного центра.

В 2005 году теплоход – памятник «Спутник» подожгли.

Внутренние помещения выгорели полностью.

В 2006 году хозяева вновь покрасили теплоход «Спутник».

7 июня 2011 года внутри молодежного центра «Спутник» снова произошел пожар. Горел мусор на площади 2 квадратных метра. По данным расследования возгорание произошло в результате неосторожного обращения с огнем детей.

Демонтирован 27 сентября 2018 года.

 

Для написания страницы использованы фотографии и данные из:

архива Волжского Объединенного Речного Пароходства;

архивов журналов «Речной Транспорт» и «Судостроение»;

архива Рыбинского Речного Училища;

личной коллекции;

музея Волжской Государственной Академии Водного Транспорта.

 

04.05.17   Добавлена информация по теплоходу «Спутник».

28.10.20   Добавлена информация по теплоходу «Спутник».

15.02.24   Добавлена информация о посадке на мель 2 июля 1964 года.

Добавлена фотография и статья от июля 1961 года.