|
|||||
|
|||||
Наименование головного судна: СОРМОВИЧ |
|||||
Проект: 1872 |
|||||
Тип судна: Опытное пассажирское амфибийное судно на
воздушной подушке с двумя винтами, одним вентилятором, с МО, расположенным в
корме |
|||||
Назначение судна: Скоростная перевозка пассажиров |
|||||
Класс Регистра и
район плавания: « Р » Район
плавания – магистральные и боковые реки с проходом через мелководные и
пересыхающие участки; выход на берег для приема и высадки пассажиров |
|||||
Автор проекта: ОГК завода
«Красное Сормово» |
|||||
Постройка: завод
«Красное Сормово» |
|||||
|
|||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДНА ТИПА «СОРМОВИЧ» |
|||||
|
|||||
Основные
показатели |
|||||
Размеры габаритные, м: |
|||||
длина |
29,2 |
||||
ширина |
11,33 |
||||
высота |
7,8 |
||||
Водоизмещение судна с полным грузом, т |
37 |
||||
Осадка при водоизмещении 37 т, м: |
|||||
средняя (на 15-м шп.) |
0,37 |
||||
носом (на 0-м шп.) |
0,42 |
||||
кормой (на 24-м шп.) |
0,34 |
||||
Водоизмещение судна порожнем
с полными запасами, т: |
32 |
||||
Осадка при водоизмещении 32 т, м: |
|||||
средняя (на 15-м шп.) |
0,32 |
||||
носом (на 0-м шп.) |
0,3 |
||||
кормой (на 24-м шп.) |
0,33 |
||||
Водоизмещение судна порожнем,
т: |
25,4 |
||||
Осадка при водоизмещении 25,4 т, м: |
|||||
средняя (на 15-м шп.) |
0,26 |
||||
носом (на 0-м шп.) |
0,22 |
||||
кормой (на 24-м шп.) |
0,29 |
||||
Скорость судна, км/ч |
|||||
в тихую погоду при мощности
главного двигателя |
100 |
||||
при волне высотой |
55 – 60 |
||||
Пассажировместимость, чел |
50 |
||||
Мест для экипажа |
3 (в ходовой рубке) |
||||
Площадь воздушной подушки, м² |
208 |
||||
Давление воздушной подушки, кгс/м² |
175 |
||||
Высота гибкого ограждения, м |
0,8 |
||||
Давление, кгс/м² |
130 |
||||
Диаметр циркуляции при скорости |
150 |
||||
Автоматизация |
Комплексная – управления главными и вспомогательными
двигателями |
||||
Корпус |
|||||
Материал корпуса |
Алюминиево-магниевые сплавы АМг6 и АМг61 |
||||
Материал надстройки |
Алюминиевые сплавы Д16А-Т и Д16А-М |
||||
Система набора |
Смешанная: палуба, верхняя часть бортов, купол и поплавки набраны по
продольной системе, носовая оконечность корпуса и нижняя часть бортов
ресивера – по поперечной |
||||
Размер шпации, мм |
1000 |
||||
Силовая установка |
|||||
Турбовинтовой двигатель (главный) |
АИ-20К |
||||
Эксплуатационная мощность, л.с |
2000 |
||||
Частота вращения ротора, об/мин |
12300±90 |
||||
Пуск |
Автономный, двумя стартер-генераторами
СТГ-1-2ТМО-1000 от генератора ГС-24А |
||||
Турбогенератор (вспомогательный) |
АИ-8 (газотурбинный двигатель с генератором ГС-24) |
||||
Частота вращения турбины компрессора, об/мин |
37000 |
||||
Частота вращения турбины генератора, об/мин |
26000±2000 |
||||
Дистанционное автоматическое управление |
электрическое |
||||
Движитель |
|||||
Воздушный винт |
АВ-4, реверсивный |
||||
Количество |
2 |
||||
Диаметр, м |
2,6 |
||||
Число лопастей |
4 |
||||
Материал винта |
дюралюминий |
||||
Направление вращения |
левое |
||||
Управление регулировкой шага |
гидромеханический привод из рулевой рубки |
||||
Вентиляционная
установка |
|||||
Вентилятор (В-51) |
Осевой типа ЦАГИ К-06 |
||||
Производительность, м³/сек |
267 |
||||
Давление, кгс/см² |
247 |
||||
Диаметр колеса, м |
3,4 |
||||
Шаг лопастей |
регулируемый |
||||
Число лопастей |
12 |
||||
Направление вращения |
левое |
||||
Управление регулировкой шага |
гидромеханическое из рулевой рубки |
||||
Число лопастей направляющего аппарата |
11 |
||||
Число лопастей спрямляющего аппарата |
11 |
||||
|
|||||
|
|||||
п/п |
Название |
Год постройки |
Изначальный порт приписки |
Примечание |
|
1. |
Сормович |
1965 |
Горький |
Газотурбоход «Сормович» (строительный номер 1)
был построен в 1965 году. Испытания и доводки судна длились до 1968 года. Фото1 Фото2 Фото3 Фото4 Фото5 Фото6 Фото7 Фото8 Фото9 Последние дни «Сормовича» Игрушка СВП «Сормович» |
|
|
Принят из постройки 29 декабря1970 года. |
||||
|
Приказом ВОРПа №1фл от 04.01.1971 года зачислен на баланс
Управления пароходства 01.01.1971 года в группу пассажирского флота и передан
на хозяйственное и техническое обслуживание заводу им. 40 годовщины Октября. |
||||
|
В 1971 году СВП «Сормович» проходил зимние
испытания в районе Телячьих островов. Испытания проводились с целью
определения возможности пассажирских перевозок в зимний период. На случай, если «Сормович» застрянет во льдах, был
приготовлен армейский бронетранспортер для эвакуации судна из ледяного
затора. Испытания прошли успешно, но от идеи пассажирских
перевозок на СВП зимой отказались. Не смотря на то, что судно проектировалось с
учетом эксплуатации в зимние месяцы, принятие такого решения непонятно.
Возможно, это было связано с многочисленными проблемами в доводке судна, либо
в практически полностью отсутствующей инфраструктуре речного флота для зимней
навигации на реке Волга. |
||||
|
К 15 мая 1971 года была оборудована на берегу
временная площадка с деревянным и металлическим покрытием для стоянки судна и
профилактических осмотров гибкого ограждения. |
||||
|
В 1971 году, после успешных испытаний при
поддержке Волжского речного пароходства, СВП «Сормович» был поставлен на
экспериментальную пассажирскую линию Горький – Чебоксары, протяженностью |
||||
|
Экипаж «Сормовича» был
укомплектован квалифицированными специалистами из комсостава скоростных
судов. |
||||
|
Приказ №319 от 18
августа 1971 года «О
повреждении газотурбохода «Сормович»» 4 августа 1971 года газотурбоход
«Сормович» следовал опытным рейсом Чебоксары – Горький под управлением
капитана-механика т. Щербакова В. А. В 7 часов 10 минут при следовании в районе
Нижне-Козьмодемьянского переката на газотурбоходе
«Сормович» выявилась неисправность в системе управления рулями. Для
устранения неисправности газотурбоход «Сормович» вышел на песок. В 8 часов 20 минут газотурбоход продолжил
рейс. В 8 часов 30 минут при следовании в районе
Верхне-Козьмодемьянского переката на газотурбоходе
произошел удар в насадке правого воздушного винта. После остановки двигателей
осмотром было установлено повреждение кромок лопастей правого винта.
Повреждение винта произошло в результате того, что в насадку под действием
встречного потока воздуха и тяги винтов был втянут с
палубы легкий алюминиевый трап. Капитан-механик
газотурбохода «Сормович» т. Щербаков В. А. нарушил «Инструкцию по эксплуатации
и технике вождения опытного судна «Сормович»», в 8 часов 20 минут при
продолжении рейса не проверил
закрепление палубного оборудования на борту судна. ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
За нарушение «Инструкции по эксплуатации и технике вождения опытного судна
«Сормович»», что привело к его повреждению, капитану-механику т. Щербакову В.
А. объявить строгий выговор. Потребовать от т. Щербакова В. А. принятия мер
по строгому выполнению «Инструкции по эксплуатации и технике вождения
опытного судна «Сормович»». Перед отправлением в очередной рейс строго
проверять подготовку судна к рейсу. 2.
Капитану-наставнику Полуэктову В. Г. Установить контроль за
выполнением «Инструкции по эксплуатации и технике вождения опытного судна
«Сормович»» 3.
Директору СРЗ имени 40-ой Годовщины Октября т. Кожевникову В. Г. Приказ
довести до личного состава газотурбохода «Сормович». Начальник Волжского
Объединенного речного пароходства К. К. Коротков |
||||
|
Несмотря на возлагавшиеся
на него большие ожидания, «Сормович» эксплуатировался на этой линии в течение
двух лет – с 1971 по 1972 год. |
||||
|
С 19 по 30 августа 1972 года был выведен на
холодный отстой в связи с ремонтом силовой установки. С 6 сентября 1972 года был поставлен на зимний
отстой. |
||||
|
Начал работать в навигацию 1973 года, но в связи
с производственной необходимостью был поставлен на холодный отстой с
27.06.1973 года (Приказ ВОРПа №43фл от 27.06.1973
года). Приказом начальника ВОРПа
К.К. Короткова №73фл от 30.08.1973 года «Об изменениях в списках флота» ПРИКАЗЫВАЮ: В связи с полным
выполнением программы опытной эксплуатации СВП «Сормович», а также учитывая
выработку моторесурса главным двигателем,
вспомогательным турбогенератором, электрической аппаратурой, силовой
трансмиссией вентилятора и воздушных винтов и многочисленных дефектов
корпуса, считать пассажирские перевозки на данном судне невозможными –
исключить СВП «Сормович» из группы рабочего ядра транспортного пассажирского
флота ВОРП (техобслуживание ССРЗ им. 40 годовщины Октября) и поставить на
ответственное хранение в завод им. 40 годовщины
Октября. |
||||
|
За время эксплуатации СВП перевез более 6000
пассажиров. Основная причина, по которой отказались от «Сормовича», заключалась не в большом расходе топлива, а в
проблеме с раздаточным редуктором и другими техническими недоработками. Есть
также версия, что причиной вывода «Сормовича» из
эксплуатации послужил тот факт, что однажды он «взлетел» на волне. |
||||
|
После вывода из эксплуатации, в 1974 году,
судно находилось на базе в Чкаловске. |
||||
|
Приказом ВОРПа №32фл от
09.06.1978 года «Об изменении в балансовом списке флота» пассажирский
газотурбоход «Сормович» был исключен из списков флота пароходства и
ликвидирован путем разборки. |
||||
04.05.17 Добавлена информация по СВП «Сормович»
17.09.19 Добавлен Приказ ВОРПа №319 от 18 августа 1971 года