|
||||||
|
||||||
Наименование головного судна: БЕЛАРУСЬ |
||||||
Проект: 1709Р |
||||||
Тип судна: Пассажирский одновинтовой теплоход на
подводных крыльях |
||||||
Назначение судна: Для скоростных пассажирских перевозок на
местных и пригородных линиях в светлое время суток |
||||||
Класс Речного Регистра и район плавания: «Л». Реки с
гарантированной глубиной не менее |
||||||
Автор проекта: ЦКБ по СПК |
||||||
Дата утверждения проекта: февраль |
||||||
Постройка: Гомельский
ССРЗ с |
||||||
|
||||||
ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «БЕЛАРУСЬ» |
||||||
|
||||||
Размеры габаритные, м: |
||||||
длина |
18,55 |
|||||
ширина |
4,64 |
|||||
высота от основной линии |
3,47 |
|||||
Высота надводного борта, м: |
0,74 |
|||||
Осадка габаритная, м: |
||||||
на плаву |
0,91 |
|||||
при
ходе на крыльях |
0,3 |
|||||
Водоизмещение судна с полным грузом, т: |
14,5 |
|||||
Осадка при полном водоизмещении (по корпусу), м: |
||||||
средняя |
0,42 |
|||||
Водоизмещение
судна порожнем, т: |
9,6 |
|||||
Осадка при
водоизмещении порожнем (по корпусу), м |
||||||
средняя |
0,31 |
|||||
Скорость
судна эксплуатационная, км/ч |
65 |
|||||
Пассажировместимость,
чел |
40 |
|||||
Дальность
плавания (без пополнения запасов топлива), км |
320 |
|||||
Материал
корпуса и надстройки: Алюминиевые сплавы Д16, Д16АМ, АМг5В. |
||||||
Главный двигатель: |
||||||
Марка: |
М400 |
|||||
Максимальная мощность, л.с: |
1100 |
|||||
Частота
вращения при максимальной мощности, об/мин: |
1700 |
|||||
Пуск |
воздухом |
|||||
Дистанционное управление |
ручное гидравлическое |
|||||
Движитель: |
||||||
Тип |
гребной винт
/ частично погружен |
|||||
Диаметр, м |
0,665 |
|||||
Шаг, м |
переменный |
|||||
Дисковое отношение |
1,43 |
|||||
Число лопастей |
6 |
|||||
Схема
общего расположения водометного теплохода Схема
крыльевого устройства и выступающих частей винтового теплохода |
||||||
|
||||||
СПИСОК
СУДОВ ТИПА «БЕЛАРУСЬ» |
||||||
|
||||||
п/п |
Название |
Строительный номер |
Год
постройки |
Изначальный
порт приписки |
Примечание |
|
1. |
Беларусь |
|
1966 |
Омск |
Двигатель
М50Ф5. Пассажировместимость 30 человек. Принадлежала Надымскому
ЦТЭ НГС Главтюменьнефтегазстроя Министерства
строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Списана в
1982 году. После
списания была установлена в городе Лабытнанги.
Использовалась как бар. |
|
2. |
Беларусь-1 |
4 |
01.07.66 |
Печора |
Приказ Начальника
Печорского речного пароходства №164 от 10 августа 1966 года. О передаче на
баланс Печорской РЭБ теплохода на подводных крыльях ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Поступивший из строительства с Гомельского ССРЗ теплоход на подводных крыльях
проекта 1709 мощностью 900 л.с. постройки 1966 года
с 20.07.1966 передать на баланс Печорской РЭБ. 2. В
соответствии с письмом МРФ КМ-49/2450 от 09.10.1965 г. теплоходу на подводных
крыльях проекта 1709 присвоить эксплуатационное название «Беларусь-1». Начальник
Печорского речного пароходства Т.Прутов Приказ
Начальника Печорского речного пароходства №10 от 08 января 1968 года. О передаче
теплохода «Беларусь» на баланс Ленского пароходства В связи с
отсутствием производственной необходимости и во исполнение указания МРФ (радиограмма
замминистра Назарова №КМ 5676 от 25 ноября 1967 года) – ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Передать
теплоход «Беларусь» с баланса Печорского речного пароходства на баланс
Ленского пароходства. Приемо-передачу теплохода произвести на
Гомельском ССРЗ по его месту нахождения. 2. Начальнику
Печорской РЭБ тов. Коробову Н.Н для передачи теплохода направить
капитана-механика на Гомельский завод. Начальник
Печорского речного пароходства Т.Прутов |
|
|
1966 год. Первое экспериментальное пассажирское судно на подводных
крыльях на Печоре. Работали немного. В одном из технических рейсов из-за касания о грунт
было серьезно повреждено крыльевое устройство, в результате чего судно было
выведено из эксплуатации. Комиссия по расследованию аварийного случая дала
заключение: неисправность рулевого устройства (скорость перекладки руля не
соответствует установленным нормам)**. Судно на ж/д платформе было отправлено обратно на завод-изготовитель -
Гомельский ССРЗ. После заводской модернизации в 1967 году «Беларусь-1» была
передана в Ленское речное пароходство. Вполне очевидно, что обе комиссии
пароходства и завода были удовлетворены тем, что этот тип СПК с алюминиевыми
крыльями на реку Печору больше не ездок. Эксперимент закончился. Но нет худа
без добра. Через пару лет В.П.Днепровский, перегнав
новую «Ракету – 152» с Волги на Печору, будет назначен капитаном-наставником
скоростного флота в управлении Печорского пароходства, а «Ракету – 152»
передаст капитану – помощнику механика А.Е Трояну. В.М.Метёлкина
назначат капитаном-механиком на новый т/ход пр. Р-40 «Семён Калмыков».
Позднее в пароходстве будет в эксплуатации ещё экспериментальный скоростной
пассажирский теплоход «Заря – 92», но это уже совсем другая история….
(*). По классификации водных бассейнов участок реки Печора от истока до с.Усть-Цильма имеет разряд «Л», от с.Усть-Цильма
до г.Нарьян-Мар «Р».
|
|||||
-. |
Беларусь-2 |
|
01.07.66 |
п. Пеледуй |
Двигатель
М400. Строительный номер 4. Бывший
теплоход «Беларусь-1», полученый от Печорского
речного пароходства. Служебный
теплоход. Работал на линии Якутск – порт Нюрба. Рег.146927 В 2016 году
состоялась перевозка теплохода из Пеледуя в Нижний
Новгород. |
|
--. |
Беларусь-6 |
|
1968 |
Омский порт |
Служебно-разъездной
флот. Изначально работала
на линии Усть-Каменогорск – Семипалатинск. В середине
80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для
перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение
служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и
скоропортящихся продуктов. Списана
Пр.№105 от 25.04.89 г. |
|
3. |
Беларусь-28 |
28 |
01.07.70 |
Новокуйбышевск |
Владелец Новокуйбышевский НПЗ. Рег.153872 |
|
4. |
Беларусь-1 |
|
~1964 |
Гомель |
Водометная
«Беларусь». |
|
5. |
Беларусь-03 |
|
~1967 |
Гомель |
Использовалась
в качестве экспоната на церемонии открытия здания ВДНХ БССР 27 декабря 1968
года. |
|
6. |
Беларусь-04 |
|
|
Гомель |
||
7. |
Беларусь-05 |
|
|
Гомель |
||
8. |
Беларусь-06 |
|
|
Гомель |
||
9. |
Иван Мележ |
|
|
Гомель |
Последняя
навигация в 1985 году. |
|
10. |
Михась Лыньков |
|
|
Гомель |
|
|
11. |
Якуб Колас |
|
|
Гомель |
НОВОЕ! |
|
12. |
Янка Купала |
|
|
Гомель |
||
13. |
50 лет Октября |
|
~1967 |
Гомель |
||
14. |
50 лет БССР и КПБ |
|
~1968 |
Гомель |
||
15. |
Беларусь-1 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
16. |
Беларусь-1 |
|
~1965 |
Семипалатинск |
Водометная
«Беларусь». Поступила в состав ВИРП в 1965 году, но после 3-4 лет
эксплуатации была снята с эксплуатации и списана по причине сильной вибрации,
ослабления заклепок и трещин в месте расположения водомета. |
|
17. |
Беларусь-2 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. Использовалась
на подмене теплохода «Ракета-9М». |
|
18. |
Беларусь-3 |
|
|
Семипалатинск |
Резервным
теплоход. Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
19. |
Беларусь-4 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
20. |
Беларусь-5 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. Во время подхода к причалу в Павлодаре получила серьёзные поврежденя. |
|
21. |
Беларусь-6 |
|
1968 |
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. В середине
80х годов передана Омскому порту. Непродолжительное время использовалась для
перевозки пассажиров, а затем была передана Омскому ССРЗ в подразделение
служебно-вспомогательного флота. Использовалась для перевозки овощей и
скоропортящихся продуктов. |
|
22. |
Беларусь-7 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
23. |
Беларусь-8 |
|
1969 |
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
24. |
Беларусь-9 |
|
|
Семипалатинск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
25. |
Беларусь-10 |
|
|
Семипалатинск
/ Усть Каменогорск |
Работала на
линии Семипалатинск – Усть-Каменогорск, Семипалатинск – Майск,
Павлодар – Ермак. |
|
26. |
Беларусь-1 |
|
|
Ашхабад |
Работала на
Каракумском канале. НОВОЕ! |
|
ДАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
КОРРЕКТУРЫ:
Всего выпущено
т/х «Беларусь» 28 единиц.
25.08.11 Добавлены
казахстанские теплоходы: 2, 3, 4, 6, 7, добавлен теплоход «Беларусь-1»/Ашхабад,
белорусские теплоходы: Иван Мележ, Михась Лыньков, Янка Купала .
У теплоходов
«Беларусь-1, 8, 9, 10» изменен порт приписки с Павлодара на Семипалатинск.
Добавлена
информация по теплоходу Беларусь порт приписки Пеледуй.
В списке 19
единиц.
06.02.14 Добавлен
теплоход Беларусь-05 (Гомель/БССР), Беларусь-1 (Семипалатинск) с водометным
движителем.
Изменен порт
приписки теплоходов Беларусь-5, 6 с Павлодара на Семипалатинск, добавлен год
постройки казахстанского теплохода «Беларусь-8».
Добавлены
фотографии теплоходов:
Россия: Беларусь-2
(Пеледуй);
БССР:
Беларусь-1, 04, 05, «Якуб Колас», «Янка Купала»;
Казахская ССР:
Беларусь-1 (водометная), Беларусь-5, Беларусь-7;
Туркменская
ССР: Беларусь-1.
В списке 21
единица.
02.12.14 Добавлен
теплоход Беларусь / Надым.
Добавлена
информация по теплоходу Беларусь-3, 6 (Казахстан).
Добавлена
фотография винтового теплохода Беларусь-1 (Казахстан).
В списке 22
единицы.
09.02.17 Добавлен теплоход: Беларусь-06.
Добавлены
Регистровые номера теплоходов Беларусь / Пеледуй и
Беларусь-28.
Добавлены
фотографии белорусских теплоходов: Беларусь-1, Беларусь-06, Иван Мележ, Янка Купала.
В списке 23
единицы.
30.10.18 Добавлена
информация по теплоходу Беларусь-2 / Пеледуй, Беларусь-2
/ Казахстан.
05.06.19 Добавлен
теплоход «50 лет Октября».
27.10.19 Добавлен
теплоход Беларусь-03.
04.02.21 Добавлен
теплоход «50 лет БССР и КПБ».
Добавлены
фотографии перевозки теплохода Беларусь-2 из Пеледуя
и теплохода «50 лет БССР и КПБ».
24.06.21 Добавлена
информация по казахстанскому теплоходу: Беларусь-10.
Добавлены
фотографии теплоходов Беларусь-28; Беларусь: Беларусь-1
01.01.22 Добавлена
информация по теплоходу Беларусь / Омск.
Добавлены
фотографии теплохода-памятника Беларусь / Омск (Лабытнанги).
23.11.22 Добавлена
информация по теплоходам Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Иван Мележ.
Добавлены
фотографии теплоходов Беларусь: Беларусь-2 / ПРП-ЛОРП, Казахстан: Беларусь-4,
5.
07.01.24 Добавлена
фотография теплохода Беларусь: Беларусь-1 / Туркмения.
15.10.24 Добавлена
фотография теплохода Беларусь: Якуб Колас / Беларусь;
Беларусь-1 / Туркмения.
В списке 26
единиц.
На Гомельском ССРЗ по проекту 1709Р было построено:
1964г – 1 ед., стр № 1
1965г – 1 ед., стр № 2
1966г – 3 ед., стр № 3-5
1967г – 5 ед., стр № 6-10
1968г – 8 ед., стр №11-18
1969г – 6 ед., стр №19-24
1970г – 4 ед., стр №25-28