Наименование головного судна:   БАРГУЗИН-1

          Проект:   19591, 19592, 19593

          Тип судна:   Пассажирский двухвинтовой теплоход на воздушной подушке со скегами.

          Назначение судна:  Скоростная перевозка пассажиров на местных линиях и прогулочно-эксплуатационные перевозки туристов в светлое время суток с продолжительностью рейса до 8 часов.

          Класс Речного Регистра и район плавания:       МА“. Водные бассейны разрядов ”Р”, ”О”, ”М”, в т.ч. озеро Байкал.

          Автор проекта:   ЦКБ ВЫМПЕЛ

          Дата утверждения проекта:   25 мая 1987 г

          Постройка:   Сосновский судостроительный завод с 1989 года

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СУДОВ ТИПА «БАРГУЗИН»

 

     Размеры габаритные, м:

          длина

32,4

          ширина  

6,4

          высота борта

2,3

          высота скега

1,5

     Надводный габарит (без мачты), м:

          на плаву

6,5

          на воздушной подушке

7,1

     Водоизмещение, т:

          порожнем

55

          в полном грузу

71,4

     Осадка при полном водоизмещении 71,4 т, м:

          средняя

1,4

     Осадка при движении на воздушной подушке, м

          носом

0,2

          кормой

0,8

     Скорость судна на тихой глубокой воде при ветре до 3 баллов, км

50

     Пассажировместимость, чел

130

     Число мест для экипажа

4 (2 дежурные каюты)

     Дальность плавания по запасам топлива, км

900

     Автономность по запасам питьевой воды, ч

8

     Материал корпуса и надстройки: алюминиево-магниевый сплав 1561.

     Материал рубки: Алюминиевый сплав марки АМг5.

     Главный двигатель:

     Марка

М401-А

     Максимальная мощность, кВт

736

     Частота вращения, об/мин

1550

     Количество

2

     Движитель:

     Тип

гребной винт в туннеле скега

     Количество

2

     Диаметр, м

0,72

     Шаг, м

переменный по радиусу

     Дисковое отношение

1,26

     Число лопастей

5

     Воздушный нагнетатель:

     Тип

НЦ14

          количество

1

          диаметр рабочего колеса, м

1,17

          полное давление, МПа

5,73

          подача, м3/с

27

          привод

карданный вал автомобиля

БелАЗ и муфта предельного момента

 

Общий вид теплохода. Чертеж 19591-020-004 Лист 1

Схема общего расположения. Чертеж 19591-020-004 Лист 2

 

СПИСОК СУДОВ ТИПА «БАРГУЗИН»

 

п/п

Название

Год постройки

Год постройки

Изначальный порт приписки

Примечание

1.

Баргузин-1

801

1989

Иркутск

Фото1   Фото2   Фото3

 

   В 1989 прошёл испытания на реке Вятка. Прошёл своим ходом с реки Вятка через Волгу, Беломорско-Балтийский канал до Архангельска. Далее был погружен на судно и Северным морским путём был доставлен в Тикси. От порта Тикси проследовал своим ходом по реке Лена до Качуга, где был погружен на трейлер и по суше доставлен на Байкал. Работает на Байкале на линии Иркутск-Чивыркуйский залив-Иркутск.

  

   29 июня 2018 года в 11 часов по местному времени теплоход «Баргузин-1», следовавший по маршруту «Иркутск – Листвянка - Большие Коты - Бухта Песчаная», отошел от пристани «Ракета» в городе Иркутске. На его борту находились 5 членов экипажа и 81 пассажир.

   Через несколько минут  после отхода от пристани в машинном отделении судна произошло возгорание. Пострадавших нет. После возвращения к пристани экипаж теплохода оперативно эвакуировал всех пассажиров. Пожар ликвидирован. Площадь пожара составила около 40 кв.м. Судно получило повреждения.

   Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту возгорания на борту теплохода «Баргузин-1». Дело расследуется по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).

Фото4  

2.

Баргузин-2

802

1991

Иркутск

Фото1   Фото2   Фото3   Фото4   Фото5   Фото6   Фото7   Фото8

 

   В 1990 прошёл испытания на реке Вятка. Прошёл своим ходом с реки Вятка через Волгу, Беломорско-Балтийский канал до Архангельска. Далее был погружен на судно и Северным морским путём был доставлен в Тикси. От порта Тикси проследовал своим ходом по реке Лена до Качуга, где был погружен на трейлер и по суше доставлен на Байкал. Работает на Байкале на линии Иркутск-Чивыркуйский залив-Иркутск.

   В июле 2009 года в районе истока реки Ангара моторная лодка «Прогресс-4» столкнулась с теплоходом «Баргузин-2».

   Лодка двигалась по судовому ходу параллельным курсом. Владелец моторной лодки, не осмотревшись, совершил резкий поворот. После столкновения лодка прошла под корпусом теплохода, перевернулась и затонула.

   Владельца лодки подняла на борт команда теплохода. Трагедии не случилось потому, что на мужчине был спасательный жилет.

   Впоследствии лодка была поднята со дна. Спасенного (он же виновник ЧП) оштрафовали на 500 рублей.

 

   2 августа 2015 года около 17 часов местного времени на озере Байкал в 1,5 километрах от берега, недалеко от поселка Большое Голоустное Иркутского района Иркутской области произошло возгорание на прогулочном теплоходе «Баргузин-2», следовавшем из бухты Песчаной.

   Собственником теплохода является ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство». В момент возгорания на борту теплохода находились 120 человек, в том числе 8 членов экипажа и 112 пассажиров. Все пассажиры эвакуированы на спасательных плотах и шлюпках на берег, в дальнейшем направлены в город Иркутск на катере «Александр Великий».

   По предварительным данным пожар произошел в результате возгорания двигателя в машинном отделении.

   Иркутским СО Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации по факту возгорания на теплоходе «Баргузин-2» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ.

   Спустя год расследование громкой истории завершилось. Виновным посчитали 69-летнего капитана теплохода «Баргузин-2». По данным правоохранителей, он допустил ряд нарушений.

   В частности, не обеспечил людей спасательными средствами, не провел с ними инструктаж и не рассказал о порядке эвакуации в аварийных ситуациях. Когда обвиняемый узнал о пожаре, он не объявил тревогу, не уменьшил скорость движения судна и не организовал экипаж. В итоге находившиеся на корабле люди сами эвакуировались на проходившее неподалеку судно и четыре надувных спасательных плота.

   Следствие посчитало, что именно капитан должен понести ответственность за произошедшее на теплоходе.

   Обвиняемому грозит до двух лет лишения свободы.

Фото9   Фото10   Фото11   Фото12   Фото13

3.

Баргузин-3

103

1994

Панама

Был продан в Панаму. Переименован в «LAS 7 PERLAS».

-.

LAS 7 PERLAS

103

194

Панама

Бывший теплоход «Баргузин-3».

В августе 2005 попал в ураган Катрина. Дрейфовал в море 9 часов.

Не используется после кораблекрушения.

Заброшен на острове Контадора / Contadora, архипелаг Лас Перлас / Las Perlas Archipelago.

Планировалась перепродажа в конструкторское бюро по скоростным судам в Италии.

Фото1   Фото2   Фото3

4.

 Ольхон

104

2005

Иркутск

Судно проекта 19593.

Фото1

 

   Судно проекта 19593 было заложено в 1995 году.

   В связи с тяжелым финансовым положением на Сосновском ССЗ строительство было приостановлено и продолжено только в 2004 году.

   «В 2005 году теплоход был предъявлен Российскому речному регистру и сдан как пассажирское судно.

   В 2008 году теплоход был приобретен Восточно-Сибирским речным пароходством.

Для доставки судна к месту назначения  предстояло пройти путь из Нижнего Новгорода до Иркутска по рекам Волге, Шексне, Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу, Белому морю, через  Северный Ледовитый океан и реке Лена.

   В этом же году началась транспортировка судна: сначала - из Нижнего Новгорода на барже по рекам до Архангельска, затем - зимовка, далее - Северным морским путем в Тикси. Оттуда - по Лене до Усть-Кута, а это свыше 3000 километров своим ходом. Капитан Масловский, узнав о назначении на «Ольхон», сразу же вылетел в Усть-Кут. Самый мелководный участок - от Осетрово до Жигалово - он прошел уже со своим кораблем. Правда, пришлось встать на вторую по счету зимовку. «Тяжко, но упорно шли. Продвигались, продвигались, и в районе нежилой деревни Дядьино мы остановились, не смогли пройти. Решили увязать судно покрепче берегу, что бы весенним ледоходом его не сбило», - вспоминает капитан судна.
   Пробиться через мели к Жигалово смогли только в навигацию 2010 года. По большой воде помогали два буксира, далее - сухопутная часть дороги, от Жигалово до берегов Братского моря - на большегрузном трале, затем - по Ангаре до Иркутска. В пути было еще несколько остановок из-за туманов, и вот судно почти дома: до Чертугеевского залива - места будущей стоянки - уже рукой подать. Однако последние два километра специалисты называют самыми сложными. Нужно перейти через плотину ГЭС и выйти в Иркутское водохранилище, а на это есть сутки. Операцию разрабатывают по-военному точно, поминутно. За два часа необходимо построить пирс, бульдозеры ровняют берег, готовят площадку. Тягачи помогают «Ольхону» выйти на сушу.
   Маршрут пролегает до Байкальского кольца, и там – снова перерыв. На пути пролегают электросети, и «Ольхон» при своей высоте в 8,5 метра под ними не проходит. Перевозок такого масштаба в истории Иркутска еще не было. Что бы провести 80-тонную махину по городским улицам, энергетикам пришлось демонтировать десятки линий электропередач. В это время движение по центральным городским магистралям было перекрыто. Чтобы не оставить без света два микрорайона - Солнечный и Лисиху, - электрики задействовали резервные линии. По проспекту Жукова «сухопутный» корабль сопровождают до пристани экипажи милиции. После рассвета, как только рассеивается туман, к причалу подходит плавучий кран. В это время рабочие освобождают «Ольхон» от запчастей, не нужных на воде.
   И вот - последний рывок в тысячемильном пути длиной в два года. Уже через несколько минут «Ольхон» войдет в порт приписки - Чертугеевский залив. Там он будет доукомплектован, снабжен командой, и уже в навигацию 2011 года выйдет в Байкал».

 

По материалам Вестиу от 22 августа 2010 года.  

 

Переименован в «Баргузин-3».

-.

Баргузин-3

104

2005

Иркутск

Бывший теплоход «Ольхон».

Фото2   Фото3   Фото4

5.

 Альтаир

 

-

-

Судно проекта 19592. Находится в стадии постройки на Сосновском судостроительном заводе. Техическая готовность 30-35% (корпус и надстройка – собраны). Работы по монтажу оборудования, механизмов, двигателей и отделка помещений – не проводились.

 

24.10.18   Добавлена информация по теплоходам Баргузин-1, Баргузин-2, Багрузин-3, Ольхон.

Добавлены фотографии теплоходов.